16:32 06.08.2015
Татьяна Соколова опубликовала запись

Красота и вечность...ч.2

Майя_Пешкова

Сокровища великих цивилизаций :ювелирные шедевры античности

Коллекция драгоценностей Государственного Эрмитажа – одна из лучших в мире после собрании Лувра и Британского музея. Она охватывает период с середины 2-го тысячелетия до н. э. и до самого падения античной цивилизации в V веке н. э.

Рог с наконечником в виде полуфигуры собаки.Середина V в. до н.э.Семибратний курган 4. Прикубанье.Россия.Золото

Главную ценность собрания, насчитывающего около 3000 предметов, представляют изделия мастеров Древней Греции, доримской Италии (до начала III века до н. э.) и Древнего Рима. Лучшие из них экспонируются в залах архаики, Двадцатиколонном, эллинизма, Августа и Помпеянском.

Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками.425-400 гг. до н.э..Некрополь Нимфей, курган 17.КрымЗолото

Основная часть коллекции поступила в XVIII веке (из собрания Екатерины II); XIX веке (из раскопок в Помпеях, собраний итальянских коллекционеров А. Пиццати и маркиза Дж.-П. Кампаны, жены французского посланника графини А. Г. Лаваль, графов Голицыных, графа А. Д. Блудова); XX веке (из собраний графов Строгановых и Кабинета древностей Русского археологического института в Константинополе).

Пара золотых серег с фигуркой Артемиды.325-300 гг. до н.э.Некрополь Нимфей (найдены в 1866 г.)Крым.Золото

Состав и качество коллекции Государственного Эрмитажа позволяют проследить различные этапы в развитии античного искусства вообще. В коллекции представлены многочисленные статуэтки, портреты, художественно исполненные вазы, фигурные украшения, зеркала, предметы наступательного и оборонительного вооружения, украшения конской упряжи, предметы быта (светильники, домашняя утварь, печати, фибулы, весы с гирями и т.п.). Большинство произведений отличается высоким уровнем исполнения, а некоторые просто уникальны.

Пара серег с подвесками в виде женской головы.Около 350 г. до н.э.Боспорское царство, Пантикапей. Каменная гробница 1840 г.Керчь, КрымЗолото, эмаль; тиснение, чеканка, филигрань

Эпоха классики (начало V – IV век до н. э.) – переломный период в истории греческого искусства. В некоторых произведениях еще обнаруживается смешение, а порой и противопоставление архаических и реалистических черт. Часть из них можно объединить в стилистическую группу, которая включает произведения мастеров, переселившихся из Ионии в Южную Италию или работавших под сильным влиянием ионийской школы.

Фиала.Середина IV в. до н.э.Боспорское царство, курган Куль-Оба.Керчь.Золото

В коллекции широко и полно представлены изделия мастеров практически всех народов, населявших Апеннинский полуостров в доримскую эпоху. Древние жители острова Сардиния экспортировали на Апеннинский полуостров и далее, на территорию Европы, изделия весьма характерные для своей культуры

Перстень с врезанным изображением сидящей Афины

300-280 гг. до н.э.

Херсонес. Подстенный склеп 1012, Окрестности Севастополя, Крым

Золото; литье, резьба

Золотая гривна с окончанием в виде скифских всадников

400-350 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым

Золото, эмаль; литье, чеканка, финифть

Золотой браслет с протомами сфинксов

400-350 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым

Золотой диск с изображением головы Афины и подвесками

400-350 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь

Золото, эмаль; тиснение, финифть, плетение,

Ожерелье-тесьма с тремя рядами подвесок

330-300 гг. до н.э.

Курган 1, Феодосия, Древняя Греция (?)

Золото; тиснение, филигрань, зернь, плетение, гравировка

Пара серег

330-300 гг. до н.э.

Курган 1, Феодосия, Древняя Греция (?)

Золото; литье, плетение, тиснение, филигрань, зерн

Головной убор в виде калафа. Битва аримастов с грифонами

330-300 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров

Золото; чеканка, штамповка, гравировка, филигрань, зернь

Стленгида с изображением прядей волос

330-300 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров

Золото; чеканка, гравировка

Височная подвеска с изображением нереиды на гиппокампе в медальоне

330-300 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров

Золото, эмаль; чеканка, филигрань, зернь, плетение

Ожерелье с тремя рядами подвесок

330-300 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров

Золото; плетение, штамповка, гравировка, филигрань, зернь

Диадема с геракловым узлом

II в. до н.э.

Прикубанье, Россия

Золото, гранат, паста

Ожерелье с подвеской в виде бабочки

Конец 2 в. — начало 1 в. до н.э.

Херсонес
Окрестности Севастополя, Крым

Золото, гранат, аметист, изумруд, топаз, альмандин, жемчуг, стекло; пайка, зернь

Погребальная маска царя

III в.

Некрополь Пантикапея
Керчь

Золото

Вгреческом искусстве чрезвычайно важное место занимало ювелирное искусство, которое достигло высшей ступени в античности. Женщины Древней Греции заботились о своей внешности: носили всевозможные браслеты, серьги, ожерелья, подвески из прекрасно обработанных драгоценных камней, что являлось также свидетельством достатка.

Открытие в 1830 г. близ Керчи (древний Пантикапей, столица Боспорского царства) кургана Куль-Оба пробудило интерес русской публики к античным древностям северного побережья Черного моря. Невиданные до тех пор произведения торевтики и ювелирного искусства поступили в Императорский Эрмитаж.

Перстень с изображением сидящего перса. Некрополь Пантикапея. Конец V в. до н. э.


Со временем в музее сложилось исключительное по разнообразию и богатству археологическое собрание, включающее шедевры античного ювелирного искусства. Большая его часть — археологические находки, сделанные во время раскопок курганов и некрополей вблизи греческих городов в Северном Причерноморье.

Перстень с фигурками львов. Курган Кекуватского. IV в. до н. э.

Здесь, на Боспоре, сложилась культура, отражающая взаимодействие двух — эллинского и варварского. Памятники эрмитажного собрания хорошо иллюстрируют ее особенности: так, например, золотая гривна (IV в. до н.э., курган Куль-— в варварских обществах отличительный признак власти — была изготовлена в греческой мастерской.

Среди шедевров собрания — серьга миниатюрной работы (IV в. до н.э., Куль-Оба), украшенная мельчайшей зернью, филигранью и двумя фигурками богини Ники. В Эрмитаже хранятся семь подобных серег так называемого "роскошного стиля".


По найденным в Северном Причерноморье предметам можно проследить развитие греческого ювелирного искусства. Так, в ранних изделиях основой декора была гладкая поверхность, блеск которой оттенялся матовым свечением зерни. В эпоху классики излюбленным приемом украшения ювелирных изделий стал выразительный рисунок филигранного орнамента в сочетании с мелкой зернью и включениями неяркой эмали. Замечательный образец этого — ожерелье из кургана Большая Близница на Тамани. В эпоху эллинизма в ювелирном искусстве возник новый, "полихромный", стиль. Предметы обильно украшались цветными камнями, вставками эмали, стекла.

Не секрет, что греки были тонкими ценителями красоты и эстетики, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки и письменные источники, дошедшие до наших дней. Из них нам также известно, что высоких вершин в Древней Греции достигло ювелирное дело. Как относились эллины к украшениям, чему отдавали предпочтение и как подбирали аксессуары к своему туалету. Ответить на эти вопросы помогают коллекции крупнейших музеев мира и труды историков.

Украшения Древнего Египта (вверху) и Древней Греции (внизу)

А это одно из самых знаменитых ювелирных изделий древней крито-микенской цивилизации – подвеска в виде двух золотых пчелок, несущих капельку меда. Рядом – точная серебряная копия работы современного ювелира, купленная в маленькой лавочке недалеко от археологического музея Ираклиона, где выставлен оригинал.

Эрмитаж.

Голосовать +6
Просмотров: 2224
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

4
Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Ноябрь
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Подарки

Войти