17:50 14.01.2019
Виктор Старков опубликовал запись

Легендарная Кокань: Какой представляли себе страну чудес художники и литераторы разных эпох

Людей веками влекла мечта о райской жизни, так как она предполагала возможность жить, не задумываясь о хлебе насущном и материальных благах. Во многих народов эта фантазия имела свое вымышленное образное явление в виде страны чудес. Во Франции, к примеру, эта удивительная мнимая страна называлась Кокань. И люди, научившись свои мысли облачать в литературные слова, а художественные образы в живопись, начали запечатлевать свои фантазии, которые дошли до наших дней в виде картин и писательских трудов.



И что интересно, до сих пор никто не разгадал тайну появления в общественном сознании этой мифологической страны. Достоверным фактом является лишь то, что зародилась она и развивалась в воображении жителей средневековой Европы.

Именно в темные времена Средневековья мечты о райской жизни и невероятно сказочной стране, глубоко зацепили умы людей, способных образно мыслить. Их мыслеформы постепенно превратились в красивую легенду, которая стала находить свое яркое отражение в рукописях летописцев той эпохи.

Чудеса средних веков

Понятие «Кокань» изначально обозначающее — «везение» или же «съедобная страна» появилось во французском народном фольклоре, потом перекочевало в английский, итальянский и так — по всей Европе. Какому народу не хотелось верить в чудеса и знать, что рай на земле все-таки существует. Немецкий гравёр и картограф Иоганн Баптист Гоманн даже выдумал и создал карту этой страны.

Вымышленная карта Шлараффенланда. (Немецкая трактовка страны «Кокань»). Иоганн Баптист Гоманн. (1730).

Вымышленная карта Шлараффенланда. (Немецкая трактовка страны «Кокань»). Иоганн Баптист Гоманн. (1730).



Впервые упоминание о волшебном уголке земли появилось в литературе Франции и Англии в XII—XIII веке. Вот с тех пор этот мифический вымысел стал обрастать все новыми и новыми образами и фактами. И до наших дней легенда о стране под названием — Кокань дошла в виде рукописи, датируемой срединой XIII столетия, старофранцузской стихотворной новеллы — фаблио, а также множества живописных полотен. А еще Джованни Боккаччо в средине XIV века на страницах славноизвестного «Декамерона» упомянул чудо-страну.

Питер Брейгель Старший. Страна Кокань. «Страна винных рек, где за труд наказывают, а за безделье платят жалование. В ней всё наоборот — пироги сами растут на деревьях, и надо лишь лечь под дерево и открыть рот, чтобы пообедать».

Питер Брейгель Старший. Страна Кокань. «Страна винных рек, где за труд наказывают, а за безделье платят жалование. В ней всё наоборот — пироги сами растут на деревьях, и надо лишь лечь под дерево и открыть рот, чтобы пообедать».



И что любопытно, уже во времена Ренессанса это понятие начнет обретать более насмешливый характер, облаченный в гротескно-символический смысл. Эту трансформацию можно увидеть и в европейском литературном творчестве и в живописи, непосредственно на холсте Питера Брейгеля Старшего «Страна Кокань» или же «Сад наслаждений» — являющаяся метафорой обжорства и лености.

Так, воображаемая страна чудес, пришедшая в жизнь людей из глубины средних веков, продолжала долгое время жить в фольклоре многих европейских стран, пока постепенно не превратилась в забавную литературную сказку.

Старофранцузское фаблио о стране чудес


Кроме старинной рукописи и живописных полотен до наших дней дошло стихотворное фаблио неизвестного французского автора, состоящее из 200 восьмисложных стихов. Оно-то в свое время перевернуло с ног на голову всю мораль XIII столетия.

И для того, чтобы современному человеку можно было понять смысл всего вышесказанного, необходимо немного окунуться в суть, заложенную в легенду. А для этого хотелось бы прибегнуть к самым ярким описаниям жизни людей в мифологической стране, опираясь на новеллу французского рифмоплета.

«Кто там больше спит, тот больше и зарабатывает».

«Кто там больше спит, тот больше и зарабатывает».



Сам автор фаблио предстает перед читателем в роли путешественника попавшего в чудный край, где его до глубины души потрясло увиденное: «... в стране чудес дома сооружены из тушек рыб — окуней, лососей и сельдей, стропила — из осетров, полы высланы колбасами, а крыши — окороками. Изгороди вокруг домов выложены из кусков жареного мяса и ветчины. Дичь сама крутится на вертелах, поджариваясь до румяной корочки. Вдоль всех дорог выставлены накрытые столы с белыми скатертями. Каждый прохожий может тут присесть и до отвала поесть, чего душа пожелает, и все это совсем задаром. И река в тех краях течет из вина, а в ней серебряные и золотые чаши и кубки, и наполняются они сами собою. И это все тоже даром».

Robert Barnes. Cockaigne. «Все твое, куда ни глянь».

Robert Barnes. Cockaigne. «Все твое, куда ни глянь».



И к деньгам там отношение особое: «... страна настолько богата, что в полях можно чуть ли не под каждым кустом найти кошели, набитые золотом. Разбросаны они за ненадобностью, ибо там ничего не продается и не покупается».

Описывает автор и особенности календарного исчисления: «В месяце там шесть недель; в году четыре Пасхи, четыре дня святого Иоанна, четыре праздника сбора винограда, и вообще каждый день — либо праздничный, либо воскресный; есть четыре Рождества, четыре Сретения, четыре праздника Карнавала, а вот Великий пост соблюдают лишь раз в двадцать лет».

Лукас Кранах Старший. «Золотой век». (Около 1530 год).

Лукас Кранах Старший. «Золотой век». (Около 1530 год).



Впечатлило путешественника и равенство в сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной во мнимой стране, где «...каждый без смущения берет себе того партнера, который соглашается с ним пойти. И любой удовлетворяет свои желания себе в удовольствие, как того захочет. Это в полной мере касается и дам, которые могут понравившемуся мужчине предложить близость, к обоюдной их радости».

И чего уж говорить об одежде:«...здесь можно выбрать облачения, какие душа пожелает: цветные, или серые, расшитые золотом, или горностаями; а еще башмаки на шнурках, сапоги или туфельки, прекрасно подогнанные по форме ноги, всякому желающему, по триста пар в день». Вот чудо — так уж чудо.

Но и это еще не все: «...ко всем своим благостям славна страна чудес и источником молодости, способным омолодить любого. Окунувшись в его воды можно выйти тридцатилетним».

 Ф. Гойя. «Шест Кокань».

Ф. Гойя. «Шест Кокань».



И заканчивает автор свой труд предостережением: найдя страну чудес, нельзя покидать ее, ибо может произойти то, что произошло с ним. «Я хотел, отыскав друзей моих, привести их в этот благословенный край, но забыл туда дорогу и не знаю, как ее найти».

Чудеса неимоверные, не правда ли? Ни дать, ни взять — воистину богата человеческая фантазия.

О стране чудес Карл Гинзбург


И в конце хотелось бы привести еще одно яркое стихотворное описание вымышленной чудесной страны Кокань известным итальянским историком ХХ века:

Одна река течет сладчайшим медом,
Вторая — жидким сахаром, а третья —
Амброзией, четвертая ж — нектаром.
Где пятая — там манна, а в шестой -
Чудесный хлеб, во рту он просто тает
И мертвого способен воскресить.
Один благочестивый человек
Сказал, что в хлебе познаем мы Бога.
В седьмой — благоуханная вода,
Восьмая — масло, белое как снег,
В девятой — дичь, отменная на вкус —
Такую и в раю подать не стыдно,
Десятая — молочная река.
На дне у рек сверкают самоцветы,
По берегам же лилии цветут,
С фиалками и розами обнявшись.

(перевод с итальянского)

«Сыр и черви» Карл Гинзбург


«Сбор манны небесной».

«Сбор манны небесной».



Да, уж «мир, вывернутый наизнанку» — по-другому и не скажешь. Все это было бы очень даже смешно, если бы не одно «но». Если копнуть глубже, то мечты о сказочной стране являются прямым свидетельством самого большого страха человечества — страхе голода. И если пойти дальше, то люди веками стремились к свободе, искали панацею от старости, наслаждение — в любви. Вот и придумывали народы мифы и сказки, дабы скрасить свою жизнь и хотя бы в мечтах поесть вдоволь, да поносить красивые одежды, да и, чтобы любовь — равноправная.
Источник: https://kulturologia.ru/

Голосовать +4
Просмотров: 67
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Январь
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Подарки

Войти